дом и дача

 
   

русское садово-парковое искусство


 
 

 
Русское садово-парковое искусство

Из истории развития русского садово-паркового искусства фео­дального периода. О садово-парковом строительстве в нашей стра­не и особенно об его древнем периоде можно судить по редким и скудным упоминаниям в летописях разных времен. Зародилось оно более 2 тыс. лет назад. Так, греческий историк Геродот в V в. до п. э. упоминал о садах в долине нижнего Днепра; о садах Киева пи­сал летописец Нестор.

Сведения о московских садах встречаются в «Домострое»  -  па­мятнике русской литературы XVI в., представляющим собой свод Правил общественного уклада жизни того времени. Сады в столь Древний период имели утилитарное назначение  -  в них разводили плодовые деревья и кустарники, позже в них появились и декора­тивные виды посадок.

До XIV в. в России, как и в странах Западной Европы, были Распространены монастырские сады. С XVI в. упоминаются аптекарские сады и огороды для разведения лекарственных растений.

Богатым декоративным убранством отличались созданные в середине XVII в. сады Кремлевского дворца в Москве и загородных усадеб (например, Виноградный сад в Измайлове). В XVIII в. возникли также общественные сады, например Измайловский с ла­биринтом, со зверинцем, с искусственными водоемами и с ботани­ческим участком кустов и деревьев из разных мест.

Строительство садов и парков в России с регулярной планировкой начинается с царствования Петра I. Он учредил «Садовую контору» для отбора, акклиматизации и поса­док растений в парках и садах Петербурга и Москвы.

Знаменитый Летний сад в Петербурге вместе с дворцом Петра I был создан. Интересно отметить, что первый проект «планировки сада был составлен самим Петром I. В настоя­щее время этот сад мало похож на тот, который существовал в тот период. В нем сохранилась лишь основная планировочная структура, зеленый же наряд полностью изменился. Сад имел боскеты из стриженой зелени. Они образовывали выгороженные пространства, где размещались фонтаны, скульптура и отдельные деревья, подстриженные в виде кубов, шаров, пирамид и иных геометрических фигур.

Примеров размещения многочисленной высокохудожественной декоративной скульптуры в русских исторических парках и садах имеются десятки. Этому способствовал большой интерес русского дворянства к античному искусству в Греции и Риме, в частности, к мифологии и скульптуре древних греков.

В античной Греции, как известно, было создано много редкост­ных по красоте скульптурных образов богов и богинь на основе мифов, преданий и героев эпоса. В последующие столетия эти мотивы нашли отражение в искусстве Рима, эпохи Возрождения и классицизма.

   
 
 
 
карта сайта1 карта сайта2 карта сайта3 карта сайта5 карта сайта7